VIII Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» объявляет программу

3 августа 2018, 08:51

VIII Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ» пройдет в Минске с 20 сентября по 16 октября под слоганом «Разгерметизация». 9 крупнейших театральных постановок современности пройдут в рамках международной программы, 10 лучших белорусских спектаклей будут показаны в одном шоукейсе Belarus Open, а «Школа ТЕАРТа» научит «слышать, видеть и говорить».

Официальная афиша форума

Официальная афиша форума


Организаторы Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ»: Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» и ОАО «Белгазпромбанк». Форум проходит при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь и Минского городского исполнительного комитета.

Крупнейший театральный форум Беларуси традиционно состоит из трех секций: Международной программы, шоукейса Belarus Open и образовательной платформы «Школа ТЕАРТа». Среди стран-участниц этого года — коллективы из Беларуси, Южной Кореи, Франции, Финляндии, Вьетнама, Литвы, Латвии, Польши, Бельгии и России.

Фестиваль начнется со спектаклей шоукейса Belarus Open, который пройдет с 20 по 24 сентября. В этом году на участие в программе было подано 35 заявок от театральных коллективов со всей страны. Из них театральным критиком, куратором Людмилой Громыко были выбраны лучшие постановки последних лет. В одной программе собраны работы как самых ярких молодых режиссеров Беларуси: Дмитрия Богославского, Евгения Корняга, Александра Марченко, Юры Дивакова и Александра Янушкевича, так и постановки старшего режиссерского поколения — Николая Пинигина и Алексея Лелявского, Саулюса Варнаса и Александра Козака.

Откроет Belarus Open новая версия «Ревизора» в режиссуре художественного руководителя театра имени Янки Купалы Николая Пинигина и его ученика Дмитрия Тишко. Специально для постановки пьеса Николая Гоголя была переведена на трасянку (перевод — Мария Пушкина), а над сценографией поработал литовский театральный художник Мариус Яцковскис, который запомнился белорусам по предыдущему тандему с Николаем Пинигиным — спектаклю «Чайка». Еще одну адаптацию классической пьесы — «Mann ist Mann» Бертольта Брехта — представит режиссер Алексей Лелявский. Спектакль Белорусского государственного театра кукол вслед за создателем «эпического театра» заверяет: «Сегодня здесь будет человек переделан весь — разобран и собран, без лишних затей, как машина из старых запасных частей, не утратив при этом совсем ничего».

Сцена из спектакля «Mann ist Mann» (Белорусский государственный театр кукол)

Сцена из спектакля «Mann ist Mann» (Белорусский государственный театр кукол)


Шоукейс традиционно собирает лучшие постановки со всей Беларуси: 21 сентября Брестский театр кукол покажет «Новую землю» Якуба Коласа в режиссуре Александра Янушкевича, а 23 сентября Брестский академический театр драмы — авторский моноспектакль лидера этно-трио «Троица» Ивана Кирчука «Дорожка моя», созданный по материалам белорусского фольклора (постановка Александра Козака). Также 23 сентября внезапно наступит «Июль» — моноспектакль Могилевского областного драматического театра. Одну из ключевых пьес в драматургии Ивана Вырыпаева срежиссировал Саулюс Варнас.

Сцена из спектакля «Дорожка моя» (Брестский академический театр драмы)

Сцена из спектакля «Дорожка моя» (Брестский академический театр драмы)


В этом году в белорусской программе две работы режиссера Евгения Корняга — «Сестры Грайи» и «Бетон». Каждый спектакль этого постановщика уникален: являясь автором идеи, работая в жанре физического театра, создавая спектакль в процессе работы с актерами, Евгений Корняг предлагает зрителю свой театр. «Сестры Грайи» — спектакль без слов Минского областного театра кукол «Батлейка» создан на основе мифа о трех древнегреческих богинях Форкидах, живущих на границе страны смерти. А миф об Орфее и Эвридике вдохновил режиссера на спектакль «Бетон» (Республиканский театр белорусской драматургии), в звучании которого Евгений Корняг находит одиночество современного человека, закованного в бетонные стены города. Оба спектакля покажут 22 сентября.


22 сентября пьеса-лауреат «Золотой Маски» в категории «Лучшая работа драматурга», «Человек из Подольска», перенесет зрителей из Минска прямиком в московское отделение полиции. Драматургический дебют известного российского прозаика Андрея Данилова поставил на сцене Белорусского государственного молодежного театра Дмитрий Богославский — режиссер, актер, автор, который сам является представителем «новодрамовского» поколения.

Сцена из спектакля «Человек из Подольска» (Белорусский государственный молодёжный театр). Фото: Татьяна Матусевич

Сцена из спектакля «Человек из Подольска» (Белорусский государственный молодёжный театр). Фото: Татьяна Матусевич


Отбор в программу Belarus Open прошли и два независимых спектакля. В рамках нового проекта «ТОК» Центром визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» были созданы постановки по пьесам драматурга Андрея Иванова — «С училища» и «Крестовыйпоходдетей». Пьеса «С училища» в этом году была номинирована на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая Маска» в категории «Лучшая работа драматурга». 22 сентября спектакль Александра Марченко расскажет, что бывает, когда жизнь «золотой молодежи» пересекается с реальностью обыкновенной девушки из ПТУ.

23 сентября — «Крестовыйпоходдетей», созданный самым экстравагантным режиссером современности Юрой Диваковым. В спектакле реальная средневековая история о крестовом походе детей превращается в размышление над взрослением человека, где первый самостоятельный выбор — это решение уйти в неизвестность.

Сцена из спектакля  «Крестовыйпоходдетей»  (Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»). Фото: Игорь Чищеня

Сцена из спектакля «Крестовыйпоходдетей» (Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн»). Фото: Игорь Чищеня


Международная программа откроется спектаклем «Свадьба» — современной адаптацией пьесы Бертольта Брехта в режиссуре Оскараса Коршуноваса. Для литовского режиссера это будет уже пятый приезд на «ТЕАРТ», и он обещает стать незабываемым для театрального зрителя: ведь в зависимости от города, принимающего «Свадьбу» (ОКТ / Вильнюсский городской театр), меняются культурные акценты в спектакле. Так, например, в Петербурге брехтовскую невесту отдавали под песни ДДТ и шутки про разводные мосты. Белорусская версия «Свадьбы» — 25 и 26 сентября на сцене Республиканского театра белорусской драматургии.

Сцена из спектакля  «Свадьба» (ОКТ / Вильнюсский городской театр). Фото: Tomas Ivanauskas

Сцена из спектакля «Свадьба» (ОКТ / Вильнюсский городской театр). Фото: Tomas Ivanauskas


Еще один постоянный гость «ТЕАРТа» — Тимофей Кулябин, известный зрителю по спектаклям-многократным-номинантам на «Золотую Маску» — «Иванов» и «Онегин». Постановка «Три сестры» Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел» — настоящий парад жанров, где можно встретить черты черной комедии, психологической драмы и триллера. Особую атмосферу создаст исполнение ролей на языке жестов: теперь герои Чехова друг друга не слышат «по-настоящему». Увидеть спектакль-обладатель Специального приза жюри драматического театра и театра кукол «За выдающийся актерский ансамбль» («Золотая Маска-2017») можно 6 и 7 октября на площадке Дворца культуры «МАЗ».

Сцена из спектакля  «Три сестры»  (Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел»). Фото: Виктор Дмитриев

Сцена из спектакля «Три сестры» (Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел»). Фото: Виктор Дмитриев


«ТЕАРТ-2018» — это сразу три хореографических спектакля для поклонников танцевального жанра. 30 сентября южнокорейский театр современного танца «Модерн Тэйбл» покажет «Даркнесс Пумбу» — постановку о бродячих музыкантах. Через печаль, отчаянье, радость и веру сеульская труппа в традиционном корейском танце расскажет о далекой и неведомой для нас культуре. Два спектакля привезет Польский театр танца из Познани. 8 октября на сцене Центрального Дома офицеров — постановка известнейшего норвежского хореографа, режиссера и Члена гильдии писателей Норвегии Джо Стремгена. Спектакль «Czterdzieści» («40») многослойный: он одновременно рассказывает судьбу женщины, отмечающей четвертый десяток, историю целой страны и Познаньского театра танца. А 9 октября спектакль «Жатва» в постановке Игоря Гошковского и хореографии Ивоны Пасиньской окунет зрителей в пасторальную жизнь. Все в спектакле — и хореография, и музыка — говорят о вечной связи хлебного зерна и земли, мужчины и женщины, лидера и общества и, наконец, жизни и смерти.

Сцена из спектакля «Жатва» (Польский театр танца). Фото: Andrzej Grabowski

Сцена из спектакля «Жатва» (Польский театр танца). Фото: Andrzej Grabowski


«ТЕАРТ» приглашает оценить классическую историю трех мушкетеров в неклассическом исполнении. Заснувшие во Франции XVII века Атос, Портос и Арамис проснулись в наши дни в Вене. Однако в нашем веке порядки не поменялись. Только вместо бюргеров и королевских особ — пограничники, политики, беженцы и бизнесмены. Существенное место в музыкальном мокьюментари отведено видеоматериалам, документально отражающим реальное путешествие мушкетеров по современным странам Центральной и Восточной Европы. «Три мушкетера. К востоку от Вены» театра «Клокрикетеатерн» (Хельсинки, Финляндия) и театра «На улице Гертрудес» (Рига, Латвия) в режиссуре Вальтерса Силиса пройдет 1 октября.

Легендарный финский режиссер Кристиан Смедс в Минске! 4 октября в рамках Форума пройдет показ спектакля «Просто киносъемка» Национального театра Финляндии. Лауреат крупнейшей театральной премии «Европа — театру» создал постановку-признание в любви к киноискусству и пригласил для ее исполнения ведущих актёров из Венгрии и Эстонии — Аннамарию Ланг и Юхана Ульфсака. Актеры говорят о кино, показывают сцены из фильмов, но все это лишь игра на фоне разбросанного попкорна.

Сцена из спектакля «Просто киносъемка» (Национальный театр Финляндии)

Сцена из спектакля «Просто киносъемка» (Национальный театр Финляндии)


Продолжат программу спектакли-участники Авиньонского театрального фестиваля. 11 октября бельгийский режиссер Анн-Сесиль Вандалем продемонстрирует зрителям политический триллер «Арктика» (Дас Фройляйн Компани, Национальный театр Бельгии и Национальный театр Одеон (Париж, Франция), где язык кино используется для создания эффекта путешествия в 2025 год. Шестеро пассажиров круизного лайнера оказываются втянутыми в политический заговор, и все, что им остается, это попытаться распутать его и выбраться из ледяной ловушки.

Сцена из спектакля «Арктика» (Дас Фройляйн Компани, Национальный театр Бельгии и Национальный театр Одеон (Париж, Франция). Фото: Christophe Engels

Сцена из спектакля «Арктика» (Дас Фройляйн Компани, Национальный театр Бельгии и Национальный театр Одеон (Париж, Франция). Фото: Christophe Engels


Второй «авиньонский» спектакль «Сайгон» Театральной компании «Лез Омз Аппроксиматиф» покажут 15 октября. Созданный в копродукции французских Национального театра в Страсбурге, Национального театра Одеон, Авиньонского фестиваля и Вьетнама, он расскажет истории «иностранных вьетнамцев», начавших новую жизнь во Франции, где все оказалось куда прозаичнее, чем им мечталось. Действие спектакля разворачивается в ресторанчике, от которого так и веет ностальгией: несмотря на то, что он расположен в современной Франции, его атмосфера близка той, которая царила в ресторанах Сайгона в 50-х гг. XX века.

Сцена из спектакля «Сайгон» (Театральная компания «Лез Омз Аппроксиматиф»). Фото: Jean-Louis Fernandez

Сцена из спектакля «Сайгон» (Театральная компания «Лез Омз Аппроксиматиф»). Фото: Jean-Louis Fernandez


Закрытие фестиваля «ТЕАРТ.Разгеметизация» состоится 16 октября в культурном инкубаторе «ОК16». Актеры и продюсеры, сценографы и режиссеры, — все действующие и причастные лица соберутся вместе на закрытии «ТЕАРТа», чтобы нарушить герметичность собственных границ и найти общее.

Справка

Подробную информацию о форуме «ТЕАРТ» вы всегда можете найти на официальном сайте www.teart.by.